Комитет по малоэтажному строительству Российского Союза строителей | Концепция социальных имущественных комплексов
15837
page-template-default,page,page-id-15837,page-parent,page-child,parent-pageid-15539,qode-quick-links-1.0,ajax_fade,page_not_loaded,,qode_grid_1200,qode-theme-ver-11.2,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.2.1,vc_responsive
 

Концепция социальных имущественных комплексов

Концепция социальных имущественных комплексов

Концепция социальных имущественных комплексов является непосредственным продолжением и развитием концепции государственных имущественных комплексов, которая разрабатывалась в 1998 — 2000 годах тогдашними  представителями Управления делами Президента РФ.

Целью Концепции было формирование доходов казны РФ и непосредственное (т.е. без участия системы и расходования бюджетных средств) использование этих доходов на цели реализации государственных программ.

Дело в том, что для УД Президента РФ тогдашним законодательством РФ предусматривалась возможность сбора, учёта и расходования бюджетных средств в рамках существующих государственных программ.

Исходя из этого Концепция предусматривала передачу имущественных комплексов, находящихся в частной, или иной форме собственности, в ведение УД Президента РФ в лице его Главного медицинского управления, что, по мнению авторов, создавало условия для того, чтобы данные предприятия переставали осуществлять стандартные налоговые отчисления в казну РФ. При этом суммы этих начислений учитывались благоприобретателем (УД) и использовались либо на развитие самих предприятий в качестве его (УД) инвестиционного взноса, либо эти средства непосредственно получались им и использовались непосредственно на цели реализации государственных программ.

Исходя из представленной схеме данная Концепция называлась тогда прессой как «Концепция о деприватизации».

Начиная с  2000 года работа по данному направлению в рамках УД Президента РФ была свёрнута.

В отличии от представленной концепции Концепция социальных имущественных комплексов (Концепция СИК) предусматривает формирование (создание) имущественных комплексов с использованием инвестиционных взносов РФ соответствующих региональных и муниципальных властей, либо структур, имеющих полномочия действовать от указанных государственных структур в рамках соответствующих государственных программ. В силу специфичности целей, преследуемых при формировании этих имущественных комплексов, сами эти имущественные комплексы названы Социальными имущественными комплексами. Источником средств для подобных инвестиций могут являться:

  1. Бюджетные средства различного уровня;
  2. Внебюджетные источники финансирования;
  3. Имущественные взносы;
  4. Займы, привлекаемые под формируемые инвестиционные доли.

Последний пункт заслуживает отдельного внимания. В этом случае частный инвестор, обеспечивающий реализацию конкретных Региональных программ будет заинтересован в кредитовании стороны, представляющей РФ, т.к. доход от сформированной этим представителем доли в создаваемом имущественном комплексе, обеспечит ему повышение ликвидности жилья (независимо от типа этого жилья), строительство которого предусмотрено в рамках данной программы., например путём:

  • субсидирование первоначальных платежей для отдельных категорий граждан;
  • субсидирование арендных платежей;
  • и т.д.

Результатом Концепции является создание условий, при которых будет обеспечена не только капитализация государственных инвестиций, но и создание источника неналогового дохода, который в дальнейшем может использоваться для целей реализации изначально определённых государственных программ. Как будет показано далее, использование представленного подхода может обеспечить возможность перехода к использованию бюджетных средств от существующей модели «безвозвратных затрат» к модели, обеспечивающей их использование на основе не только возвратности, но и доходности.

Расчёты в рамках представленной финансовой модели  показывают, что использование механизмов Концепции СИК при создании (строительстве) объектов коммерческой недвижимости может обеспечить экономический результат, на порядки* превышающий тот, который государство получает сегодня, например для случая прямой продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности.