Комитет по малоэтажному строительству Российского Союза строителей | Частные инвестиции — социальной сфере России
15660
page-template-default,page,page-id-15660,page-child,parent-pageid-15658,qode-quick-links-1.0,ajax_fade,page_not_loaded,,qode_grid_1200,qode-theme-ver-11.2,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.2.1,vc_responsive
 

Частные инвестиции — социальной сфере России

Паспорт федерального проекта

  1. Наименование проекта: «Частные инвестиции — социальной сфере России».
  2. Координатор Проекта: ______________________________________.
  3. Актуальность проекта определяется, с одной стороны, приоритетом государственного развития, при котором «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7 Конституции РФ), что в очередной раз было подтверждено в майских Указах Президента РФ (2012 года), а с другой стороны тем, что основой экономического развития в РФ является свободная предпринимательская деятельность.

Таким образом, устойчивое социальное развитие Российской Федерации возможно только при создании условий, обеспечивающих реализацию проектов социального развития на основе эффективных экономических моделей предпринимательской деятельности, основой которых, с учётом ограниченности средств бюджета РФ, должны быть частные инвестиционные ресурсы.

  1. Цель Проекта: Формирование организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов в области социального развития в Российской Федерации, путём создания условий для привлечения частных инвестиционных ресурсов и повышение эффективности использования бюджетов средств в рассматриваемой сфере.

С учётом особенностей инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение поставленной цели, здесь и далее они именуются «Социальные инвестиционные проекты«.

  1. Для достижения поставленной цели Проектом предусматривается решение следующих основных ЗАДАЧ:

5.1. Внедрение инновационных разработок, обеспечивающих повышение эффективности инвестиционной деятельности в различных областях социально-экономического развития.

5.2. За счёт использования механизмов, представленных в п.5.1. формирование моделей инвестиционной деятельности, обеспечивающих высокую доходности и гарантии возвратных инвестиционных ресурсов, привлекаемых для реализации Социальных инвестиционных проектов в различных областях социально-экономического развития.

5.3. Формирование моделей инвестиционной деятельности, обеспечивающих финансирование Социальных инвестиционных проектов за счёт внебюджетных источников финансирования.

5.4. За счёт использования организационных моделей и финансовых механизмов, указанных в п.п. 5.1. — 5.3., создание экономических условий для привлечения частных инвестиционных ресурсов в социальную сферу и безусловного повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на рассматриваемые цели.

5.5. За счёт решения задач по п.п.5.1-5.4, формирование программ инвестиционной деятельности в субъектах РФ,  направленных на реализацию Социальных инвестиционных проектов на конкретной территории по отдельным направлениям социально-экономического развития.

  1. Срок реализации Проекта по этапам:

6.1. Предварительный этап: Формирование модели региональной деятельности, обеспечивающей решение задач по п.п.5.1. — 5.5.

Срок выполнения этапа — 3 (Три) месяца.

6.2. Подготовительный этап: Подготовка пилотных региональных программ в нескольких субъектах РФ.

Срок выполнения этапа — 3 (Три) месяца.

6.3. Исполнительский этап:

а. Реализация конкретных инвестиционных проектов по пилотным программам;

б. корректировка организационно-финансовых моделей, отработка взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти;

в. формирование организационной структуры Координатора Программы;

г. подготовка аналогичных программ в субъектах РФ;

д. реализация сформированных региональных программ.

Срок выполнения этапа — на постоянной основе.

  1. Основные формы работы Координатора Проекта:

7.1. подготовка региональных программ социально-экономического развития в субъектах РФ;

7.2. подготовка конкретных социальных инвестиционных проектов в рамках формируемых региональных программ;

7.3. отработка практических моделей и источников финансирования формируемых проектов за счёт частных инвестиционных ресурсов;

7.4. обоснование возможности привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации формируемых инвестиционных проектов и обоснование привлечения бюджетных средств в рамках существующих лимитов финансирования.

  1. Ресурсное обеспечение и оценка возможных результатов Проекта на примере реализации проектов в области обеспечения доступности жилья для граждан по отдельным направлениям его реализации:

8.1. Реализация проектов жилищного строительства с обеспечением стоимости реализации жилья параметрам, установленным для государственных нужд (нормы, установленные программой «Жильё для российской семьи»).

8.1. Средний объём строительства (прежде всего малоэтажного) на начальном этапе реализации программы в конкретном субъекте РФ — не менее 3.000 домовладений с общей площадью ~ 200.000 кв.м в год.

а. Общий объём финансирования строительства жилья за счёт частных инвестиций — не менее 5 млрд.рублей в год.

б. Общий объём частных инвестиций в объекты инженерной инфраструктуры — не менее 0,8 млрд.рублей в год.

в. Общий объём дополнительных налоговых поступлений по данному разделу в год (25% от общего объёма реализации) — не менее 1,5 млрд.руб.

г. Объём дополнительных налоговых поступлений в региональный бюджет- не менее 50 млн.рублей в год.

д. Ожидаемые социальные результаты:

  • созданы условия для обеспечения жильём в рамках социальных программ не менее в конкретном субъекте РФ не менее чем 11.765 граждан в год.
  • сформирован внебюджетный источник финансирования социальных программ на конкретной территории в объёме 1,5 млрд.руб в год (п.8.1.в).

8.2. Реализация инвестиционных проектов в области строительства объектов арендного жилого фонда — не менее 40.000 кв.метров в год, из которых не менее 50% используется на условиях субсидируемой аренды за счёт средств дополнительных налоговых поступлений по п.8.1.г.

За счёт указанной доли формируется доля маневренного жилого фонда в регионе реализации программы.

8.3. Реализация региональных программ строительства, финансируемых за счёт средств федерального бюджета (ФЦП «ЖИЛИЩЕ»).

С учётом данных Счётной палаты РФ, по которым не менее 40% средств,  выделяемых по ФЦП «Жилище на 2015 — 2020 гг» (692 млрд.руб на весь период) не используется на установленные цели, что составляет ~ 45 млрд.рублей в год. Целевое использование данных средств обеспечит возможность строительства не менее 1,29 млн.кв.метров социального жилья (при цене 35 т.руб/кв.м) для не менее чем 71.000 граждан РФ (!!!) в год.

В случае, если указанные средства будут использоваться в качестве источника финансирования проектов жилищного строительства для государственных нужд с использованием частных инвестиционных ресурсов, то соотношение средств составит не менее 4 рублей частных инвестиций к 1 рублю бюджетных.

В этом случае можно прогнозировать, что общий объём средств по разделу «строительство для государственных нужд» в рамках ФЦП «Жилище» и «Жильё для российской семьи» составит не менее 225 млрд.рублей, что обеспечит объёмы строительства по указанным программам на уровне 6,42 млн.кв.метров жилья в год, что в общем соответствует целевым показателям ФЦП «Жильё для российской семьи» по годам.

С учётом провального опыта реализации ФЦП «Жильё для российской семьи» (по данным счётной палаты она была реализована в среднем на 3-5%), только механизм привлечения частных инвестиций в строительство для государственных нужд способен обеспечить достижение целевых параметров, установленных государством.

8.4. Реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих увеличения количества мест в социальных учреждениях за счёт надстройки (пристройки) к существующим объектам.

Общая сумма затрат, обеспечивающих увеличение количества мест в общеобразовательных учреждениях при выбранном типе строительства составляет в среднем 600.000 рублей на ребёнка.

При этом компенсация указанных затрат должна осуществляться либо за счёт средств бюджета, обеспечивая при этом существенную экономию затрат с учётом ценовых параметров, установленных на сегодня для нового строительства подобных объектов, либо за счёт средств от реализации прав на использование земельных участков под коммерческое жилищное строительство.

Представленные региональные программы должны предусматривать увеличение количества мест в общеобразовательных учреждений в объёме не менее 2.000 мест в год за счёт частных инвестиционных ресурсов и внебюджетных источников финансирования, общий объём которых в этом случае составит не менее 1.200 млн.рублей в год.

При этом общий объём дополнительных доходов бюджетов всех уровней составит не  менее 300 млн.рублей в год.

8.5. Реализация проектов строительства жилья с использованием накопительных программ финансирования строительства, в том числе для многодетных семей.

Использование накопительной модели финансирования жилищного строительства в мировой практике показывает, что она является хорошей альтернативой ипотеке, особенно привлекательной для граждан со средним уровнем дохода.

В общем случае при использовании представленной модели обеспечивает кредитования граждан по ставке от 3 до 7 % годовых при рассрочке платежей в среднем в 2 раза большей, чем период накопления.

Использование представленной модели приобретения жилья должно обеспечить возможность для отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством, приобрести существенную часть жилья из объёмов строительства, указанных в п.8.1.